вторник, 12 ноября 2013 г.

Мысли о книге Э.Голдратта "Я так и знал!" ("Isn't it obvious?")

Фрагмент из моего отзыва о публичном обсуждении книги Э.Голдратта «Я так и знал!» («Isn't it obvious?»), проведенном 14 марта 2013 года Киево-Могилянской Бизнес Школой (kmbs) и Apple Consulting

Большинство совершаемых нами действий основаны на привычных паттернах поведения. При этом не факт, что они эффективны. Симптомы, свидетельствующие о неэффективности, лежат на поверхности (хотя часто игнорируются, воспринимаясь как неотъемлемая часть системы), в отличие от причин, их вызывающих. Симптомы – это следствия. Воздействовать необходимо на причину. Для того, чтобы увидеть причину неэффективности, нужно выйти за рамки стереотипов и установить причинно-следственные связи между корневым конфликтом и следствиями, к которым он приводит.

Любое улучшение – это изменение, но не всякое изменение – это улучшение. Существует стереотип, состоящий в том, что люди сопротивляются изменениям. Это – заблуждение. На самом деле, принимая решение об изменениях или отказе от них, люди руководствуются четырьмя группами факторов: выгоды от изменения; усилия и риски, связанные с изменениями; выгоды сохранения текущего положения вещей; существующие угрозы и недостатки текущего положения.

Для того чтобы убедить кого-то принять предлагаемые изменения, нужно учитывать все обозначенные факторы, причем смотреть на них глазами людей, которых необходимо убедить. Убеждать следует постепенно, проводя визави пошагово через всю логическую цепочку причинно-следственных связей. Уровни сопротивления проходятся последовательно – подобно снятию слоев с луковицы.

В бизнес-романе «Я так и знал!» хорошо прописана психологическая составляющая и характеры героев. На первый взгляд эти факторы могут восприниматься как второстепенные – но, на самом деле, они имеют колоссальное значение в формировании целостной картины, которую хотел донести автор. При этом стоит признать, что имеет место некоторая идеализация персонажей и тех условий и обстоятельств, в которых они существуют.

Насколько универсальны решения для ритейла, описанные в романе? Каковы границы их применения?

Кто должен быть генератором изменений? В идеале – все. Запрет кому-то инициировать улучшения – это ли не ограничение? Задача руководства (собственника) – создать условия и атмосферу, которая способствовала бы тому, чтобы сотрудники на всех уровнях были заинтересованы и улучшениях и верили в возможность их внедрения. В такой ситуации сам собой снимается вопрос о том, кто должен быть генератором изменений: собственник, топ-менеджмент или рядовые сотрудники. Важно создать такую систему и такую атмосферу, в которой каждый ХОЧЕТ изменений к лучшему и МОЖЕТ их добиться. Разумеется, руководству необходимо придерживаться разумного баланса между открытостью к изменениям и осторожностью (целесообразностью). При этом у всех должно быть одинаковое понимание того, ЧТО есть улучшение: общая цель компании как единой системы должна грамотно транслироваться на все уровни и никакие другие локальные цели и оценка ответственных за их достижение не должны ей противоречить.
Isn't it obvious? :)


Репортаж с публичного обсуждения книги «Я так и знал!» и полный текст отзыва можно прочитать здесь.



Информация о книге:


Я так и знал!
Теория ограничений для розничной торговли
Элияху Голдратт

Isn’t It Obvious?
Goldratt Eliyahu M.


Увлекательно о сложном и важном – именно так написаны все книги признанного гуру менеджмента Элияху Голдратта. Эта книга не исключение.

Теория ограничений (TOC) отлично зарекомендовала себя на промышленных предприятиях. Теперь к клубу TOC могут присоединиться розничные компании.
На примере небольшой семейной торговой сети Голдратт показывает, как можно вывести компанию из кризиса и увеличить прибыль, построив логистику в соответствии с принципами TOC. При этом автор не забыл про захватывающий сюжет, сложные взаимоотношения героев и современные бизнес-реалии.
Эта книга — отличная возможность совместить приятное с полезным: увлекательное художественное чтиво и индивидуальный мастер класс от мирового гуру менеджмента. То что надо топ-менеджеру в свободное время.

Книга на сайте издательства: Я так и знал!

Комментариев нет:

Отправить комментарий