пятница, 8 ноября 2013 г.

ТОС и Адизес: в поисках синергии



Адизес

Однажды посчастливилось мне побывать на лекции Ицхака Адизеса.

Одной из интереснейших идей, которые оказались мне наиболее близки, стала знаменитая "Формула успеха Адизеса" как соотношение "Внешней Интеграции" и "Внутренней Дезинтеграции".


Внешняя интеграция является функцией того, насколько хорошо рыночные возможности соответствуют способностям компании.

Интеграция способностей компании с потребностями рынка требует управленческой энергии, а мы знаем, что энергия в любой момент времени является константой. Энергия, необходимая для внешней интеграции, может запросто быть растрачена из-за внутренней дезинтеграции.

Внутренняя дезинтеграция – это функция от взаимного доверия и уважения. Чем меньше в культуре компании взаимного доверия и уважения – тем большая внутренняя дезинтеграция будет иметь место и, таким образом, тем меньше энергии будет в наличии для внешней интеграции компании.

Компания находится в наилучшем положении, а значит, имеет предпосылки для устойчивого успеха, когда она интегрирована и внешне, и внутренне.

ТОС

Получив известную долю интеллектуального наслаждения от созерцания простоты и в то же время глубины упомянутой формулы, я словил себя на мысли, что ее философия зиждется на той же концепции, что и Теория Ограничений, а именно: в основе большинства проблем любой системы лежит Конфликт, и устранение этого конфликта является главной задачей и оптимальным путем повышения ее эффективности.

"Внутренняя Дезинтеграция" – это внутрисистемный конфликт, а "Внешняя Интеграция", по сути, всего лишь переводит фокус внимания на более широкий контекст и связана с позиционированием Системы внутри более крупной системы (Надсистемы). Иными словами, выражаясь терминологией ТОС, имеем дело с двумя системными "Грозовыми тучами".

В итоге, отдавшись порыву интерпретировать формулу Адизеса с помощью инструментария ТОС, я это увидел как "Тройную Мультисистемную Грозовую Тучу"       (надеюсь, мне простят такую вольность в несколько нетрадиционном использовании инструментария ТОС).

Личное впечатление

В завершение, я хотел бы сделать еще одно признание. Для меня, пожалуй, самый важный тезис философии Адизеса можно выразить в следующих словах: лучший актив, который Вы можете иметь - это не то, ЧТО У ВАС ЕСТЬ, а то, КТО ВЫ ЕСТЬ.

Причем эти слова меня впечатлили не потому, что были новыми для меня, а, наоборот, потому, что они отражают мое личное мнение по этому вопросу, которое я уже неоднократно озвучивал ранее. Я считаю это основным исходным параметром; остальные являются производными.

Основываясь на этом принципе, я вывел свое видение составляющих успеха, которое, на мой взгляд, имеет много общего с формулой Адизеса. Эти компоненты: Ценность и Коммуникации. Внутренняя Ценность (кто я есть) и Коммуникации (взаимодействие) с окружающим миром.

Разумеется, эти категории тесно взаимосвязаны и взаимозависимы: не имея Внутренней Ценности, вряд ли возможно эффективно взаимодействовать с окружающими; с другой стороны, увеличение Внутренней Ценности возможно прежде всего путем Коммуникаций.

Чтобы иметь высокую Ценность, нужно быть внутренне интегрированным. Впрочем, некоторые исключения возможны - но они лишь подтверждают правило. Во всяком случае, в достаточно большой степени Ценность является функцией внутренней гармонии. Также здесь уместно было бы слово "целостность" (“integrity”).

Конечно, иногда отсутствие внутренней гармонии наоборот – может стимулировать творчество. Но это просто результат иной интеграции – скажем так, интеграции имеющихся ресурсов (талантов и способностей) и эффективных действий по использованию этих ресурсов.

Мой термин «Коммуникации» по своей сути аналогичен термину «Внешняя Интеграция». Будучи элементами более крупной системы, мы должны уметь эффективно взаимодействовать с остальными элементами системы. Для этого необходимо обладать Ценностью (Способностями) и умением использовать Возможности. Только это позволит нам делиться своей Ценностью и осуществлять Обмен Ценностями с другими.

Таким образом, мы видим, что идеи «Внешней Интеграции» и «Внутренней Дезинтеграции», концепции конфликта ТОС и даже «Ценности и Коммуникаций» во многом схожи. Так может эти идеи содержат в себе некоторую долю здравого смысла? Осталось только сделать здравый смысл общей практикой.

Хотя, конечно, Успех еще не значит Счастье. Но это уже совсем другая история…


Комментариев нет:

Отправить комментарий